Пользователям стали доступны документы о развитии экспериментальных школ с начала ХХ века до 1970-х годов. Их представило Главное архивное управление города Москвы.
В Москве еще в 1906 году открылось экспериментальное воспитательно-образовательное учреждение под названием «Дом свободного ребенка», основанное на идеях свободного воспитания. Так, здесь не было формальной системы образования, правила жизни и расписание составляли при участии учеников. В основе занятий лежал творческий труд детей, обучение строилось вокруг вопросов, которые возникали в процессе этого творческого труда. Но первая экспериментальная школа вынужденно прекратила работу, так как ее нововведения шли вразрез с устоявшимися традиционными нормами образования и не нашли поддержки среди родителей.
На этом экспериментальная деятельность в воспитательно-образовательной сфере не прекратилась. Ближе к 1918 году появились опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, где велись разработки более эффективных форм и методов обучения, а также воспитания.
Образцовые кабинеты и учебно-производственные комбинаты
После Великой Отечественной войны развитие экспериментальной деятельности на базе школьных учреждений получает новый толчок. Например, в нескольких школах Москвы создали образцовые кабинеты, предназначенные для ведения научных и учебно-методических исследований. А к началу 1950-х годов экспериментальную деятельность под началом Академии педагогических наук (АПН) вели уже более чем в 40 учебных заведениях СССР.
К середине 1960-х годов основали девять базовых школ АПН, шесть из которых располагались в столице. Здесь составляли и определяли самые эффективные школьные программы, а также средства воспитания учащихся.
В 1970-х годах на битву за урожай стали созывать не только студентов, но и школьников. Одновременно с этим появляются учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники могли получить начальную профессиональную трудовую подготовку. Получала трудовой опыт молодежь также на стройках и заводах.
От репортажей до роботов: как московские школьники выбирают профессиюБудущее науки: где в Москве готовят юных инженеров, врачей и ИТ-специалистов
Было решено создать экспериментальную общеобразовательную школу, объединяющую принципы образования с общественно полезным трудом. Разработка этого проекта началась в 1974 году, а основной упор делался на создание такой системы учебных кабинетов и технических средств, которые могли бы точно гарантировать глубокое изучение преподаваемых наук. Для учеников создавали мастерские и практикумы, которые знакомили их с работой в наиболее перспективных сферах сельского хозяйства и промышленности.
Число экспериментальных школ постепенно росло. К концу 1980-х годов при АПН СССР их было уже 14. Здесь проводилась научно-экспериментальная работа, связанная с воспитанием и образованием учащихся.
И сейчас есть школы, в которых ученики получают профессиональные базовые знания. Также разрабатываются новые формы школьного образования и воспитания.