В прошлом году Москву посетило больше 24 млн туристов, городской бюджет пополнился на 178 млрд руб. Такие данные на одной из сессий Московского предпринимательского форума, который проходит в кластере «Ломоносов» с 21 по 24 мая, озвучила директор туристического сервиса RUSSPASS Наталья Михейкина. При этом в последнее время наблюдается тренд на бизнес-туризм, когда компании приезжают в столицу на форумы или конференции. Корреспондент «Ведомости. Города» побывал на сессии и обсудил с экспертами, почему Москва привлекает предпринимателей и чем они еще хотят заниматься помимо деловых встреч.
Уникальные площадки
По прогнозам московских властей, общий турпоток в столицу к 2030 г. предположительно составит порядка 52 млн человек. Доля деловых туристов ожидается на уровне 15% – это 8 млн человек. Такие данные привел в начале мая в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, для бизнесменов будут расширять сеть форумов, конференций и выставок по разным тематикам.
Спрос на проведение таких событий у российских компаний именно в Москве очень высокий, рассказала директор отдела корпоративных мероприятий Continent Express Ольга Гулибина на сессии «Москва как магнит: как город привлекает туристов и развивает индустрию гостеприимства» в «Ломоносове». По ее словам, в столице проходит более 80% всех мероприятий, которые организует компания. «Это и круглые столы на 1000 человек, и большие бизнес-форумы на 10 000 участников», – говорит Гулибина и добавляет, что сегодня город дает для этого огромные возможности. Свои двери для бизнеса открывают усадьбы, которые раньше были закрыты для организации деловых событий, кинотеатры и музеи, арт-пространства. Это, в свою очередь, помогает бизнес-туристам знакомиться со знаковыми местами.
Интерес как российских, так и зарубежных бизнес-туристов к столице подтверждает генеральный директор группы компаний «Евроэкспо» Ольга Моисеева. В год на всевозможные выставки, которые организовывает компания, в Москву приезжают порядка 100 000 предпринимателей, утверждает она.
Экскурсии и фестивали
Помимо деловой программы бизнесмены хотят «получить все от Москвы», говорит Гулибина. Среди наиболее частых запросов, по ее словам, – посещение спектаклей и мюзиклов, интересных парковых пространств, фестивалей. Также интерес вызывают экскурсии на предприятия.
Как утверждает основатель образовательно-экскурсионной компании «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, промышленный туризм сегодня – один из трендов как среди деловых, так и среди обычных туристов. В рамках запущенного правительством проекта «Открой Моспром» заводы и фабрики показывают свое производство. «Сейчас в проекте задействовано около 300 предприятий тяжелой промышленности, которые открываются на короткий срок», – говорит Багаутдинов. Он добавляет, что в проекте также участвуют десятки предприятий легкой промышленности – они проводят экскурсии на регулярной основе. Среди участников «Открой Моспром» – НПО «Молния», Московский электролифтовый завод, Московский комбинат игрушек, комбинат «Очаково», концерн «Бабаевский» и другие.
В этом же направлении начинает развиваться и научно-популярный туризм, для экскурсий открываются научные институты и целые города. Багаутдинов рассказал, что часто возит туристов на предприятия в подмосковные наукограды Пущино, Жуковский, Дубну, Черноголовку и другие. По мнению Гулибиной, такие экскурсии будут пользоваться спросом у бизнес-туристов.
Больше отелей
На сессии эксперты обсудили, какие проблемы существуют в развитии бизнес-туризма в Москве. В первую очередь это нехватка отелей, констатирует Гулибина. «Мы иногда сталкиваемся с тем, что в отелях нет мест для больших групп людей», – замечает эксперт, поясняя, что это особенно характерно для зимнего или летнего сезона, в период крупных конференций или фестивалей. Тогда приходится переносить бизнес-поездки на неудобные для клиентов даты или даже выбирать другие города, говорит Гулибина.
Столичные власти планируют проблему решать. Сергей Собянин отмечал в своем блоге, что сегодня отели в разных локациях столицы могут вместить 46 млн туристов. К 2030 г. планируется создать еще 25 700 номеров. По словам мэра, это будут отели категории «3», «4» и «5 звезд», поскольку более 80% туристов отдают предпочтение именно им. Планы по строительству будут разрабатывать вместе с инвесторами.
Для развития бизнес-туризма также необходимо строить больше масштабных выставочных комплексов вроде «Крокуса» или ВДНХ, считает Ольга Моисеева. К 2030 г. московские власти планируют возвести Международный конгрессно-выставочный комплекс на ВДНХ. Он станет одной из более чем 150 площадок столицы, где можно провести любое бизнес-событие, отмечал ранее Собянин в своем блоге.