В конце октября на Московской бирже состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития рынка углеродных единиц в России. Регуляторы, организаторы торгов и представители бизнеса обсуждали актуальные вопросы регулирования этого рынка, реализацию климатических проектов в стране, а также проблемы оборота углеродных единиц. Реестр рынка углеродных единиц функционирует с 1 сентября этого года. 26 сентября были проведены первые торги в режиме товарных аукционов, по итогам которых были заключены две сделки купли-продажи общим объемом 20 углеродных единиц на 20 тыс. руб. Однако с тех пор подобных аукционов не проводилось. Когда они будут проведены, и каковы могут быть примерные объемы торгов, в настоящее время сказать сложно, отметили участники мероприятия.
«У нас появился новый инструмент, которым можно оценивать климатические проекты, — рассказала директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Лариса Селютина. — А для того, чтобы какой-либо инструмент запустился на рынке, нужно понять, сколько этот инструмент стоит, оценить спрос и предложение». Московская биржа, отметила Селютина, сделала первый шаг для того, чтобы запустить углеродные единицы в биржевой оборот. «И это очень правильно, потому что у нас будут появляться прозрачные механизмы ценообразования, — считает она. — Биржевые торги признаются самым надежным источником формирования рыночных цен». По ее словам, будут и спрос, и предложение, и постепенно сформируется цена, сейчас же задача – привлечь как можно больше участников. «Они должны понять, что им это нужно. Климатическими проектами Россия занимается серьезно. В зависимости от того, сколько компаний появится среди участников биржевых торгов, мы увидим, насколько они ориентированы на то, чтобы сделать экологию в нашей стране более прозрачной и чистой», — отметила эксперт.
«Спрос на этот товар достаточно активный. С одной стороны, все понимают, что состоялась только первая сделка, первая продажа, и это некий тест. И компании, которые следят за низкоуглеродной повесткой, хотят посмотреть, что это за инструмент, насколько просто на биржевых торгах можно его приобрести», — рассказал директор Национальной товарной биржи (входит в группу «Московская биржа») Никита Захаров. Он отметил, что процесс вывода на биржу углеродных единиц был организован быстро, так как система вывода новых товаров на торги достаточно гибкая. Сложным моментом при этом являлось назначение владельцем стартовой цены на новый инструмент, так как углеродные единицы ранее не торговались и не имеют ценового ориентира в нашей стране. «Теперь мы можем сказать, что рыночная цена уже существует. Да, конечно, как только появится больше углеродных единиц в обращении, как только больше будет зарегистрировано самих проектов, эта цена станет более репрезентативной, она, возможно, поменяется, и должна поменяться», — резюмировал биржевик.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что на сегодняшний момент существуют определенные препятствия для развития торгов данным инструментом. «Барьеров много»,- признала врио директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Ирина Петрунина, но отметила при этом, что за последние полтора года было принято помимо утверждения стратегии закона об ограничении выбросов парниковых газов порядка шестнадцати документов, которые позволяют запустить этот рынок: «Сейчас мы находимся в процессе, когда уже идет правоприменительная практика».
Например, до сих пор неясно, рассматривать ли углеродные единицы для целей налогообложения как имущество или как имущественное право, поэтому необходимы поправки в налоговый кодекс, считают эксперты. «Мы проводили анализ и пришли к выводу, что самой близкой классификацией по гражданскому кодексу для российских углеродных единиц была бы классификация их как иного имущества», — рассказал руководитель направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок Левон Айрапетян. «Эту неопределенность, мы надеемся, регулятор снимет, потому что неточное, неполное понимание учета — это барьер для развития торговли», — отметил эксперт.
Предсказать ближайшие перспективы рынка углеродных единиц пока не представляется возможным. «Исполнитель климатического проекта идет к валидатору, который определяет, действительно ли то, что вы хотите делать, является климатическим проектом. После этого вы начинаете свой климатический проект реализовывать. Верификатор выдает заключение, что да, действительно климатический проект реализовывался в соответствии с правилами. И после этого клиент подает заявление о выпуске углеродных единиц, которые потом зачисляются на счет», — рассказала генеральный директор АО «Контур» (оператор реестра углеродных единиц) Оксана Гогунская. Как сообщила Гогунская, на сегодняшний день новые климатические проекты пока не проходили регистрацию, но переговоры ведутся. «Могу сказать, что существует примерно шесть проектов, которые или в конце этого года, или в следующем году зарегистрируются», — добавила она. Гогунская отметила, что количество обращений в реестр достаточно большое и от потенциальных покупателей углеродных единиц, и от исполнителей климатических проектов, однако исполнители пока находятся на начальной стадии реализации проектов.