Министр климата Йоко Алендер: сланцевые технологии экономически нецелесообразны | Эстония

Инциденты с обрывом кабелей в Балтийском море происходят все чаще, и каждый такой случай повышает стоимость электричества, а также поднимает вопрос о надежности энергообеспечения страны.

Вопрос энергообеспечения стал актуальным две недели назад, когда был оборван электрокабель Estlink 2, и Эстония чуть не лишились полного сообщения с Финляндией. В ближайшее время стране предстоит десинхронизация от сети БРЭЛЛ. Так откуда же Эстония будет брать электричество и тепло в будущем?

Из-за обрыва соединения с Финляндией стоимость электричества может вырасти на 10 процентов. Это признают и политики, отвечающие за энергетику. Например, министр климата Йоко Алендер (Партия реформ).

“В связи с повреждением Estlink 2 есть риск, что определенное повышение цены произойдет. В случае прошлого аналогичного повреждения это повышение составило примерно 10 процентов. Сейчас же Eesti Energia оценила, что киловатт подорожает на 1,4 цента. Если это применить к среднему домашнему потребителю, то счет за электричество у такого потребителя в среднем подорожает на один-два евро”, – пояснила Алендер.

Социал-демократы предлагают снизить плату за сеть

Коллега Алендер по правительству – министр инфраструктуры Владимир Свет (Социал-демократическая партия) говорит, что в свете новых налогов и долгосрочной инфляции у жителей Эстонии каждый цент на счету.

“Все это бьет по людям, которые должны менять свои привычки и перераспределять свои расходы в связи с ростом цен, в связи с ростом налогов. Поэтому моя позиция в том, что мы должны смотреть на эту ситуацию в целом. И если мы увидим, что цены начнут расти, а сейчас прогнозируется, что такой рост случится, мы должны подумать, как с одной стороны не ударить по благосостоянию людей, а с другой – как не сделать расходы на электроэнергию для крупных производств слишком большими”, – заявил Свет.

Социал-демократы в качестве одной из компенсирующих подорожание мер предлагают снизить плату за сеть.

“Мы могли бы снизить плату за сеть, особенно с учетом того, что из-за повреждений в этой сети плата за электричество для людей может возрасти. Альтернатива, конечно, в том, чтобы снизить плату за возобновляемую энергию. Мы сейчас в правительстве обсуждаем разные подходы. Но социал-демократы здесь считают, что если мы будем такие решения принимать, то мы должны думать в первую очередь об обычных потребителях”, – отметил Свет.

Реформисты предлагают снизить плату за возобновляемую энергию для крупных компаний

Реформисты же предлагают снизить плату за возобновляемую энергию для крупных компаний, которые имеют определенный сертификат качества и экологичного энергопотребления. И тем самым удешевить массовое производство. Центристы тоже за субсидирование и смену курса: вместо того, чтобы следовать столь модной в последние годы зеленой повестке, надо развивать собственные ресурсные отрасли и технологии.

“Единственное разумное решение для Эстонии – это развитие и сохранение сланцевой энергетики, потому что, когда у нас энергия и источники энергии находятся в нашей стране, значит, мы независимы от того, что происходит вовне. И это означает, что мы вкладываемся в свои технологии, технологии по очистке, технологии по складированию и удержанию СО2. Мы вкладываемся в свои предприятия, сохраняем и создаем рабочие места. И у нас своя энергия, которая нам гарантирует энергетическую безопасность и энергетическую независимость”, – заявил председатель Центристской партии Михаил Кылварт.

Центристы выступают за сохранение сланцевой энергетики

Министр Алендер парировала тем, что газовая станция может работать и на биометане, которого в Эстонии достаточно. А вот себестоимость и окупаемость сланцевых технологий под большим вопросом.

“Это экономически нецелесообразно. Сланец сделает электричество в разы дороже, поэтому сегодня мы не можем на него надеяться. Если мы обратим взор в будущее, на долгосрочные климатические цели Европы, то наша позиция сформирована с их учетом. Поэтому внедрение новых технологий должно быть упрощено. Неразумно, чтобы потребитель оплачивал новые технологии из своего кармана. Строительство газовой электростанции дешевле строительства сланцевой электростанции примерно в пять раз”, – отметила Алендер.

“Никто не сможет предсказать ценообразование на газ в будущем, на ближайшие 5, 10, 25 лет. От чего это будет зависеть и как происходить, никто не сможет предсказать, какие кризисы нас ожидают. И как этот газ будет поступать и будет ли он поступать совсем. И самое главное, я повторюсь, вкладываясь в газ, который мы импортируем или в технологии по очистке, которые тоже будут приходить извне, мы вкладываемся в развитие чужой науки, мы вкладываемся в развитие чужой экономики. Вместо того, чтобы вкладываться в развитие своей науки. И у нас есть технологии”, – сказал в ответ Кылварт.

Isamaa предлагает строить газовую станцию не в Нарве, а в Таллинне

Но курс “на газ” уже взят, и на прошлой неделе правительство выделило 100 млн евро на строительство газовой электростанции. Правда, насчет ее местоположения возникли споры. В кабмине считают, что ее надо установить в Нарве. Оппозиция в этом не уверена. Вице-мэр Таллинна и бывший министр предпринимательства Кристьян Ярван (Isamaa) говорит, что концентрировать все управляемые мощности вблизи российской границы небезопасно, поэтому газостанцию следует строить под Таллинном.

“Не только в интересах безопасности, но с точки зрения экономической целесообразности. Очевидно, что большая часть ВВП производится в Таллинне, равно как и потребление больше в Таллинне и его окрестностях. Если мы приблизим производство электричества к его потребителю, то будут снижены потери при транспортировке, ниже будут риски, меньше нужно кабелей и подстанций между клиентом и производителем”, – заявил Ярван.

К обсуждению выбора места подключились и специалисты. Например, с точки целесообразности комбинирования производства электроэнергии и тепла новая газовая станция не даст Таллинну вообще никаких преимуществ. Ни по выработке, ни по цене.

“Газовые станции в Таллинне являются резервными станциями и станциями часов пик, они покрывают производство тепла в самые холодные часы. Если на рынок выйдет газовая электрическая станция, то, конечно, ее выбросы использовать разумно. Но если речь идет о 100 мегаваттах, то в результате производства электричества получится столько же тепла. И направить их в теплосеть очень проблематично”, – пояснил член правления Utilitas Tallinn Яанек Трумси.

То есть, газовая станция мощностью 100 мегаватт-час добавит лишь пару процентов эффективности теплосети. Что, конечно же, слишком накладно при таких инвестициях. В концерне Eesti Energia говорят, что решение по местоположению станции еще не принято. Но уже скоро сетевой оператор Elering объявит тендер на резервные мощности в 500 мегаватт-часов, что может способствовать строительству или возникновению дополнительных мощностей.

И от сланцевых электростанций Эстония отказываться не собирается. Лет так десять еще. А к тому времени, гляди, и атомная электростанция появится. Как показал свежий опрос, жители Эстонии относятся к АЭС всё более благосклонно.

Предыдущая статьяРязанская область будет развивать новые виды спорта вместо участия в КХЛ – 7info
Следующая статьяЗеленский допустил, что власти Приднестровья подыгрывают России с энергетическим кризисом