Потому что без ИИ и не туды, и не сюды
04.02.2025 00:30
Как внедряются технологии на базе ИИ в бизнес-процессы на Дальнем Востоке
Почти сто процентов руководителей дальневосточных компаний используют искусственный интеллект в рабочих целях. Такие данные показал мониторинг агентства. ИИ всё глубже проникает в бизнес-процессы. На рекламных баннерах можно встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что цифровые технологии дешевле и быстрее, рассказывают участники медиабизнеса. Как искусственный интеллект влияет на рынок труда, и что думает экспертное сообщество об ИИ-революции, выясняло EastRussia.
Тематическое фото. автор/источник: Alexander Supertramp/Shutterstock
Стремительное развитие ИИ
Интенсивность развития искусственного интеллекта (ИИ) вызывает волну обсуждений в сфере технологий и бизнеса, отмечает независимый эксперт по инновациям в ритейле, создатель концепции «Магазин 4.0», автор статей по искусственному интеллекту Борис Агатов.
Многие уже утверждают, что мы стоим на пороге появления сильного интеллекта (AGI), способного к саморазвитию и вышедшего на новый уровень познания, а иные прочат падение интереса и громкое схлопывание ИИ-пузыря.
2024 год стал насыщенным новыми достижениями в области ИИ, уточняет эксперт. Китайские компании, такие как DeepSeek и Kwen, создают конкурентов ChatGPT с невиданной скоростью, за небольшие деньги и выкидывают их на рынок для бесплатного использования. Они настолько потрясли рынок качеством и дешевизной исполнения, что тряхнули его на почти 1 трлн долларов вниз. Все спросили лидеров ИИ: «А что, так можно было? А куда вы сливаете миллиарды долларов?» Не проходит и недели, появляется новая китайская модель KIMI, которая только усиливает резонанс в мире технологий.
Президент США Дональд Трамп анонсировал, что национальное инвестирование в эту отрасль достигнет феноменальных $500 миллиардов.
«В России также идет поступательное движение в развитии GigaChat (Сбер) и Yandex.GPT. Пример китайских компаний показал, что для создания продукта, сопоставимого с американским ChatGPT, не нужны миллиардные инвестиции и годы работы. По некоторым данным, на создание китайского DeepSeek ушло всего $6 млн и полгода работы, и санкции, наложенные на поставку высокопроизводительных видеокарт и чипов, не повлияли на это. Есть основания полагать, что отечественные ИИ-решения с нашей хорошей математической школой получат новый импульс для развития, опираясь на опыт китайцев», — прогнозирует Борис Агатов.
Помощник или конкурент
Как удаленный регион с небольшим количеством населения и соответствующим потребительским спросом, Дальний Восток идет в арьергарде цифровых технологий. При этом популярность искусственного интеллекта стремительно растет. ИИ находит применение в ритейле, маркетинге, здравоохранении, образовании, медиасфере, программировании. На рынке труда «виртуальные агенты» теснят художников, работников колл-центров и геймдизайнеров.
Основатель маркетингового агентства DVIGA, спикер ВШЭ и «Нетологии» Тимофей Белоглазов приводит несколько примеров, как ИИ применяется для решения задач в компаниях. Генеративный ИИ, по его словам, уже стал классикой. Именно он в первую очередь ассоциируется с ИИ.
«Развитие идей, креатив, тексты, создание иллюстраций. Это то, что мы используем на своих проектах в маркетинговом агентстве, и сейчас в Чите продолжается большая рекламная кампания, где все рекламные баннеры были созданы с помощью ИИ. Во Владивостоке на рекламных баннерах довольно часто много встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что это сильно дешевле и быстрее, чем проводить фотосессию», — комментирует Тимофей Белоглазов.
В продажах ИИ используется для распознавания текста звонков с клиентами, создания саммари, где фиксируются все основные тезисы и задачи, которые обсуждались.
«Но это материал, который надо дорабатывать, и если на встрече никто из сотрудников не вел заметки, то такой текст, созданный ИИ, уже не поможет. Однако если люди были вовлечены, то они сэкономят время на создании саммари, используя результаты ИИ», — поясняет эксперт.
То же самое касается прослушивания звонков и оценки работы менеджера по продажам, добавляет он. ИИ, двигаясь по чек-листу, может «слушать» сотрудника и давать резюме, насколько во время общения с клиентом он выполнял требования заранее составленного чек-листа.
Тематическое фото. автор/источник: Stock-Asso/Shutterstock
Еще одна сфера — найм. Компании, которые занимаются наймом линейного персонала, часто используют ИИ для проведения первого раунда интервью. Чаще всего это может быть либо виртуальный ассистент, который «приходит» на видео-звонок, или просто бот в вотсаппе, который задает соискателю вопросы, а тот на них отвечает текстом или в аудиосообщениях. Далее бот может передать эту информацию сотрудникам из HR-службы. Либо его программируют на то, чтобы выполнять некую фильтрацию кандидатов, исходя из их ответов.
Новые профессии
Как сообщили агентству в Дальневосточном федеральном университете, более 100 студентов сегодня обучаются по направлению «Искусственный интеллект и анализ данных».
«В настоящее время на программе бакалавриата по направлению подготовки 01.03.02 “Прикладная математика и информатика”, профиль “Искусственный интеллект и анализ данных” обучается 102 человека, на программе магистратуры “Искусственный интеллект и большие данные (совместно с ПАО Сбербанк)” по направлению подготовки 09.04.01 “Информатика и вычислительная техника” — 64 человека», — рассказали агентству в пресс-службе ДВФУ.
Молодые специалисты проходят практику на таких предприятиях, как «Фарпост», «Примнет», «Ростелеком», «Мегафон», «ДВИП», «РМ-СОФТ», ЗАО «Изумруд», а также в аналитических службах IT-компаний, банков, медицинских учреждений, научных организаций, федеральных и региональных ведомств. Все они так или иначе заинтересованы в развитии технологий на основе ИИ.
При этом в ДФО растет сегмент компаний, которые помогают участникам рынка внедрять «виртуальных агентов» в бизнес-процессы.
Сооснователь ИТ-стартапа Tomoru Денис Балюра стоял у истоков этого движения.
«Продукт моей компании и есть ИИ для рабочих процессов. Это новая платформа, где искусственный интеллект делает найм и поиск работы проще. И да, мы используем его максимально. Части нашего приложения тоже создаются с помощью ИИ», — рассказал он.
Новые технологии позволяют обработать 110 тысяч откликов на вакансии силой пяти роботов и двух рекрутеров. Означает ли это, что компании будут сокращать персонал за ненадобностью? «Скорее, увеличить продуктивность и эффективность равно уменьшить численность персонала», — комментирует Денис Балюра.
Сильная сторона – анализ
Анализ – это то, в чем искусственному интеллекту нет равных, отмечают эксперты. В 2023 году использование технологий на базе искусственного интеллекта позволило X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», получить дополнительные доходы в размере приблизительно 5 млрд рублей. Такие данные 22 апреля 2024 года обнародовала ИТ-компания X5 Tech — основной цифровой партнер X5 Group.
ИИ-решения используются в различных целях. Так, один из таких проектов — система планирования товарных запасов: благодаря алгоритмам ИИ группа смогла сократить количество списанных продуктов на 2% и повысить выручку на 1%.
Судя по тому, какими темпами развиваются технологии, Борис Агатов ожидает революции в поведении потребителей.
«Благодаря внедрению ИИ-агентов, который будет находиться в кармане каждого потребителя, процесс покупок может стать более экспертным. ИИ будет помогать потребителю выбирать товары на основе анализа тысяч факторов и личных предпочтений. И если мы могли себе позволить экспертные продажи, когда продавец помогает с выбором только в некоторых категориях товара: машины, мебель, дорогие магазины одежды, то теперь экспертная продажа может быть хоть для пакета молока и коробка спичек до самого недорого массового сегмента одежды», — отмечает он.
Примеры, по словам собеседника, уже начинают появляться: OpenAI презентовал бота Operator, способного самостоятельно открывать сайты, заполнять формы, искать и обрабатывать данные в интернете для выполнения задания. Такие технологии еще далеки от совершенства, но они развиваются семимильными шагами и, разумеется, это окажет непосредственное влияние на потребителя, который будет искать совета и эксперта в каждой покупке.
«Если же экосистема ИИ-агентов будет развиваться в направлении замещения всех рутинных функций потребителя и бизнеса, то она может стать конкурентом традиционного ритейла и e-com. ИИ-агент вполне может найти оптимальный товар по цене/качеству и организовать его доставку от производителя, минуя ритейлера», — прогнозирует Борис Агатов.
Внедрение ИИ-агентов — опрос
Опрос дальневосточных работодателей и представителей бизнеса показал, насколько глубоко искусственный интеллект проник в нашу жизнь. Почти 100 процентов респондентов используют ИИ в той или иной степени вне зависимости от сферы деятельности.
Учредитель и директор ООО «Индустрия-Р» (оценка недвижимости и движимого имущества) Сергей Дымченко: «Я использую ИИ при формировании текстовой части своих обзоров. Думаю, что для рекламы, особенно текстовой, очень возможно его применять».
Предприниматель в области образования Евгений Шкарупа: «Внедряем и используем искусственный интеллект».
Руководитель комитета по развитию туризма Приморского краевого отделения «Опоры России», основатель «Музея трепанга» Дмитрий Павлов: «Понемногу разбираюсь с ИИ. Прошу проверять на ошибки свои тексты. Дизайнер тоже иногда просит помощи у ИИ в создании макетов».
Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин: «Мы пока ИИ пользуемся косвенно. Дело в том, что ИИ умеет сейчас генерировать тексты под разные темы, а также научился работать с визуальной графикой. Это подходит тогда, когда ты готовишь презентацию, для оформления сайтов, для написания отдельных текстов. Вот в этой части да – иногда я применяю искусственный интеллект. Но в больших масштабах пока нет. Все дело в особенности бизнеса. В сфере логистики и таможни очень важны высокие компетенции, потому что это консультационная работа. Так глубоко ИИ погрузиться еще не смог. Хотя кто знает, как оно будет в будущем».
Эксперт по госзакупкам, инвестор Дмитрий Абросимов: «Давно пользуюсь. Сбор информации, написание статей, создание картинок для статей или сайта, разработка проектов товарного знака».
Основатель сети магазинов «Зеленый остров» Максим Голишев: «Мы пока наблюдаем за рынком и не используем активно ИИ в бизнес-процессах».
Сооснователь сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев: «Возникла необходимость написать несколько мобильных приложений для автоматизации рутинных действий. А нужно сказать, что как пишутся приложения для DOS, я знал абсолютно во всех деталях и подробностях. Как для Windows — знал, но уже не во всех нюансах, а вот когда появился Android, я уже не практиковал. Но оказалась, что во времена ChatGPT это вообще не проблема. Он берет на себя функцию терпеливого вдумчивого наставника! Очень примерно говоришь, что тебе нужно, и он все понимает и объясняет, как писать. Возникли ошибки – пояснит возможные проблемы. Тут же можно спросить, а почему это работает именно так и т.д. В итоге, пара подходов по паре часов и в принципе, я довольно уверенно могу писать мобильные приложения».
Технологический перелом
Госучреждения так же эффективно используют умные технологии в своей работе. Так, в Хабаровском крае 2024 году с помощью модулей искусственного интеллекта выявлено 1 383 нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в компоненте «Меркурий».
Таможенная служба «не стоит на месте и идет в ногу со временем», сообщили агентству в таможенных органах. В рамках Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года ФТС России ведется работа по внедрению элементов искусственного интеллекта.
А один из главных вопросов на фоне этой революции – каковы будут ее последствия на рынке труда. Например, в медиа можно расшифровать звуковое интервью с помощью виртуального ассистента, попросить ИИ обработать материал и проверить его на ошибки, сделать короткую выжимку и сгенерировать «фото» для сайта. Конечно, результат потребует корректировок, но технологии совершенствуются, и качество данных растет. В то время как профессионализм пользователей, по некоторым оценкам, снижается. Сможет ли человечество держать планку без ИИ-костылей? Собеседники агентства на этот вопрос дают позитивные прогнозы.
Тимофей Белоглазов: «ИИ — это помощник, но не то, чтобы он был способен заменить опытного думающего специалиста. ИИ не может самостоятельно создать что-то, но может выступить ассистентом, помочь человеку и освободить время, взяв на себя какие-то рутинные задачи».
Борис Агатов: «Сегодня мы наблюдаем непроходящий бум в области ИИ: огромные инвестиции, решения на государственном уровне, невероятное внимание медиа, бизнеса и людей к этой теме.
Такое развитие событий говорит, что технологический перелом, в котором мы застыли на пороге пандемии и не сдвигались почти нисколько, вдруг резко подтолкнул нас к действиям, а это значит, и экономика готова, и потребитель, и сами технологии созрели.
Новые технологии будут окупаться скорее, чем когда-либо, т.к. для этого созрели хорошие предпосылки в 2025 году и их влияние на общество будет вездесущим.
Если ожидания оправдаются, нас ждет резкое изменение потребительского поведения. Использование ИИ-агентов в продажах позволит компаниям предлагать более точные и персонализированные решения. Это, в свою очередь, повысит уровень удовлетворенности клиентов и ускорит процесс принятия решений.
Помимо этого, ИИ будет способствовать созданию совершенно новых рынков и продуктов. Мы видим, как технологии, подобные ChatGPT, уже начинают внедряться в бизнес-процессы. Они позволяют автоматизировать рутинные задачи, анализировать данные с беспрецедентной скоростью и глубиной, а также открывают двери к новым возможностям».
текст: Юлия Пивненко